Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В современном образовании поставлена цель – обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
Образовательный процесс ДОУ организован с учетом принципов охраны жизни и здоровья лиц ОВЗ, инвалидов в соответствии с СанПиН.
В детском саду функционирует 10 групповых помещений, имеющим все оборудование, необходимое в соответствии с ФГОС ДО.
В ДОУ имеется оборудованный музыкальный зал. Музыкальный зал находится на втором этаже, удовлетворяет требованиям эстетики, санитарно-гигиеническим и психологическим требованиям. Предназначен для проведения музыкальных занятий с дошкольниками, праздничных утренников, вечеров развлечений, совместных мероприятий с родителями и воспитателями, а также для консультирования, диагностической и индивидуальной работы с детьми.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
В ДОУ имеются специально оборудованные кабинеты учителей - логопедов
Логопедический инструментарий:
- настенное зеркало для логопедических занятии (50х100) 1 шт.
Дидактические пособия:
Пособия для обследования:
• интеллекта
• речи
• слуха.
Пособия для коррекционной логопедической работы:
• по связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, тексты для составления рассказов с использованием фланелеграфа);
• по грамматическому строю
• по лексическому запасу (папки по лексическим темам);
• по звукопроизношению
• по фонематическому восприятию.
Пособия для обследования интеллекта, дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности:
1. Лото с шариками.
2. Пирамидки из 4-8 колец, «почтовые» ящики.
3. Кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и т.д.)
4. Разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого лишнего.
5. Набор матрешек, полных кубиков, геометрических форм и предметов.
6. Лото « живое – неживое», «бывает – не бывает» (сюжеты с элементами фантастики).
7. Игра «Сравни и отличи» (наборы картинок типа: самолет – птица, кукла – девочка).
8. Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиями.
9. Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина).
10. Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.
11. Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор картонок — слов омонимов.
12. Слова для составления шарад и ребусов.
13. Слова для запоминания слов с помощью картинки или другого слова, стихотворения с перепутанными словами.
Картотеки:
-пальчиковых гимнастик,
-логоритмических игр,
-дыхательных гимнастик.
Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:
— обувь, одежда
— посуда, игрушки
— домашние птицы, зимующие и перелетные птицы
— домашние животные, дикие животные наших лесов, жарких стран и севера
— овощи, фрукты, ягоды
— растительный мир: деревья, кусты, цветы, насекомые
— рыбы, продукты питания
— профессии, транспорт
— времена года
— части тела человека
— школа, мебель
— дом и его части
— действия (глагольный словарь)
— занимательные игры.
Дидактический материал по формированию связной речи:
— сюжетные картины
— серии сюжетных картин
— тематические картины.
Звуковая культура:
- картинный материал для автоматизации поставленных звуков
- альбом для закрепления поставленных звуков
- логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков
- папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков
- картины для проведения «Общего комплекса артикуляционной гимнастики»
- наборное магнитное полотно
- коробка с разрезными буквами, слогами.
Дидактический материал для развития мелкой моторики:
- пирамидки, матрешки, столик с цветными шарами
- шнуровки, деревянные пазлы
- игры головоломки
- мозаика.
В кабинете педагога-психолога находится:
- стол;
- шкаф для игрушек и методической литературы, и документации;
- стол детский для индивидуального обследования;
- 2 стула взрослых;
- 4 стула детских;
- методический материал для проведения диагностики.
Технический материал:
Цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин.
2. Предметно-пространственная развивающая среда
Игрушки и игры для кабинета педагога-психолога подобранны с учетом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы:
№
п/п Наименование развивающих игр и игрушек Количество
шт.
1. Пазлы для малышей 2
2. Песочница 1
3. Книга «Мои эмоции» 1
4. Книга «Я радуюсь» 1
1. Перечень методической и справочной литературы
1. Куражева Н. Ю. «Цветик-семицветик»и Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012
2. Куражева Н. Ю. «Цветик-семицветик»и Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012
3. Куражева Н. Ю. «Цветик-семицветик» Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012
4. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению
5. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения СПб.: «Детство – Пресс», 2008
2. Краткое описание использования психологом данного кабинета.
Психологическая работа ведется по следующим направлениям:
1) Психологическая помощь:
-профилактика
-консультативная работа
-коррекционно-развивающая работа с детьми.
Работа, проводимая вне кабинета:
- наблюдения за детьми во время режимных моментов и в образовательной деятельности;
- выступления на родительских собраниях.
Наличие оборудованных библиотек
Отсутствует
Наличие оборудованных объектов спорта
Спортивный зал
- Магнитофон.
- Аудиозаписи.
- Магнитная доска.
- Гимнастические скамейки.
- Шведская стенка.
- Спортивный комплекс.
- Маты.
- Щиты для метания.
- Баскетбольные корзины.
- Дуги для подлезания.
- Мячи трех размеров.
- Массажные мячи.
- Мячи и мешочки для метания.
- Перекладины для перепрыгивания.
- Обручи.
- Гимнастические палки.
- Шатер.
- Сухой бассейн.
- Деревянные бревна.
- Ребристые дорожки.
- Мягкие бревна – змейки.
- Массажные дорожки.
- Тоннели.
- Корзины для мячей.
- Мешочки с песком.
- Надувные мячи.
- Самокаты.
- Велотренажеры.
- Массажные тренажеры.
- Большие гимнастические мячи с ручками.
- Маски, шапочки для подвижных игр.
- Ленты.
- Пособия и оборудование для игр малой подвижности.
- Детская полуарка.
- Палатка туннель.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
В ДОУ в достаточном количестве есть такие средства обучения как:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Средствами обучения в ДОУ также выступают основные виды деятельности ребенка (игра, труд, познание, общение и др.), окружающий мир во всем его многообразии. В качестве особого средства обучения в дошкольный период выделяют педагога – как необходимого взрослого, транслирующего и помогающего в усвоении детьми социального опыта.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения. К ним относят учебные пособия, модели, таблицы, макеты, предметы, технические средства, мебель, помещения для занятий с детьми, микроклимат, режим питания и др.
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование должно отвечать санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Информационная база ДОУ №77 оснащена: локальной сетью; электронной почтой; выходом в Интернет; разработан и действует официальный сайт учреждения.
Детский сад имеет в своем распоряжении 4 компьютера (из них доступны для самостоятельного пользования детьми - 0). Активно используется электронная почта для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации.
Для инвалидов и лиц с ОВЗ:
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом ДОУ №77 , на котором существует версия для слабовидящих.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Конструктивные особенности здания МДОУ № 77 «Земляничка» не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Организация не располагает общежитием, интернатом.